Часики
Май 2019
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Календарь Календарь

Московская международная выставка-ярмарка кукол и медведей Тедди
Московская международная выставка-ярмарка кукол и медведей Тедди
Нас посетили
free counters

КРИТИКА

Перейти вниз

КРИТИКА Empty КРИТИКА

Сообщение автор Витаминка в Ср Сен 08, 2010 2:07 pm

Очень интересная статья в ЖЖ
Метафизика искусствоведения или какой смысл в критике?
Для многих художников, да и вообще творческих людей критика их творений со стороны третьих лиц крайне значима. Помню, как-то раз я смотрел комедию «всемирная история» Мэла Брукса. Один из первых сюжетов этой комедии касался того, как пещерный человек впервые начал рисовать (тех самых бизонов на стене французской пещеры). Закадровый голос диктора объявил: «так появился первый художник». Затем этот первобытный художник пригласил племя оценить картину. Вождь племени посмотрел на неё, забрался на камень повыше, посмотрел ещё раз на картину сверху вниз, снял штаны и помочился на творение, пользуясь своим более высоким социальным статусом. Голос за кадром объявил: «так появился первый художественный критик». С тех времён конечно же мало что изменилось. И до сих пор многие люди, обладая даже очень серьёзным социальным статусом, не упускают возможность самоутвердиться за счёт других. Но есть конечно же и так называемая «объективная критика», которая на самом деле всё равно субъективна, но тем не менее полезна для автора произведения. Например, для ученика критика со стороны учителя является неотъемлемым условием творческого развития. Исследование, приведенное ниже, я провёл, чтобы понять какова вообще природа критики и какие бывают критики.

Само явление критики так социально значимо в силу того, что большинство людей самоутверждаются за счёт внешней среды. То есть для того чтобы чувствовать себя уверенно, многим необходимы как элементы материального благополучия, так и чувство собственной авторитетности, иначе говоря, чувство собственной значимости, которое человек и генерирует критикуя другого.

Но есть и ещё одна сторона дела: критикуя, человек постоянно проецирует свою систему убеждений на внешние объекты. То есть так же как раскрытие личности художника происходит через его картину, раскрытие личности критика происходит через тот тип критики, который он высказывает. Так что услышав критику можно понять на каком уровне восприятия мира находится человек. А уровней этих всего 4. Сначала приведём их, а потом объясним, почему их собственно 4. :

1) Первым и самым популярным типом восприятия реальности является восприятие формы. Людей этого типа интересует лишь точность передачи формы. То есть успешность той или иной картины оценивается лишь по степени схожести с оригиналом. Естественно, что любимым типом художественных произведений для таких людей будут реалистические картины, где натура передана с фотографической точностью. Любимыми художниками часто являются Айвазовский или Шишкин. Соответственно, если такой человек будет смотреть кино, то результирующая оценка режиссёру будет вынесена по принципу: «могла эта история иметь место в реальности или нет?». Так же по достоинству будут оценены спецэффекты, применённые при создании фильма, поскольку они несут новые формы для зрителя. Оценивая музыку, такой человек будет оценивать звучание определённых инструментов, стремиться разложить мелодию на составные части. Песня на уровне формы воспринимается лишь как сюжетная история.

Критически может быть оценено не только художественное произведение, но и процесс его создания. Наблюдатель, оценивающий всё с точки зрения форм, сведёт творческий процесс к материальным составляющим и манипуляциям с инструментами, в картине сверхъзначимы будут именно материальные составляющие: тип краски, кисти, бумаги. Приведём пример: под понятием «китайская живопись» на уровне форм будет пониматься «сюжет, написанный китайской кистью и тушью, на рисовой бумаге сюань в соответствии со строгими канонами». То есть для этого типа восприятия создание картины будет выглядеть исключительно как технологический процесс.

Вообще (по жизни) для данного критика будут первичны материальные ценности: удовлетворение потребностей в пище, в комфорте, материальных условиях деятельности, работы (инстру менты и пр.). Целью жизни такой человек будет считать определённый материальный результат: наличия ребёнка, дома, дерева.

Большой кайф человек этого уровня восприятия получит от смены материальных впечатлений, путешествия; сексуальной физиологической разрядки (которая возможна и без партнёра). Любовь для такого человека воспринимается - как собственность, обладание, а информация - сама по себе, ради обладания знанием, использованием его в предметной практике.

Выше своего роста, как известно, не прыгнешь, и за гранью восприятия форм останется масса всего. Так, с точки зрения этого уровня восприятия абстракционизм кажется полной бессмыслицей, а импрессионизм – едва понятен.

2) Следующим уровнем восприятия творчества является «энергетический» или «процессуальный». Если на предыдущем уровне (форм) человека беспокоило лишь формальное сходство с оригиналом, то на уровне энергий открываются новые грани мира. Например, на этом уровне человеку уже открыта эмоциональная сторона художественного произведения. Успешность произведения оценивается с точки зрения эмоционально впечатления, полученного наблюдателем. Формальное соответствие натуре или образцу уходит на второй план. На этом уровне человек может оценить ценность не только реалистических произведений, но и абстракционизм, поскольку эмоциональная насыщенность картины не обязательно привязана к точности передачи формы. Для многих критиков «энергетического уровня» любимым художником стал Сальвадор Дали или кто либо из импрессионистов. Насыщенность эмоциональными впечатлениями будет главным критерием для оценки не только картин, но так же и фильмов, музыки и прочего. Импрессионисты у таких людей пользуются большим почётом в том числе и из-за невероятных цветовых гамм, которые те подбирали для картин, ведь колоритность картины является одним из самых главных факторов, определяющих её эмоциональное наполнение.

Такой критик может пол часа задыхаясь рассказывать о впечатлениях от фильма или картины и ни разу не упомянуть ни факта об обсуждаемом произведении искусства. Среди критиков этого уровня чаще, чем среди других можно найти любителей театрального искусства, поскольку там эмоциональная сторона дела выходит на первый план. Эмоции так важны для наблюдателей этого типа не сами по себе, а лишь как то чем можно поделится с другими людьми. Всё что выходит за грань того чем можно обменяться не будет нести ценности для такого человека.

Процесс создания картины для такого человека будет значить порой даже больше чем сама картина. Во главу процесса будет поставлено так называемое «вдохновение» Часто люди этого уровня, пытаясь создать «творчество», буквально охотятся за состоянием «вдохновения», в котором их больше всего интересует переживание эмоционального возбуждения или просто «кайф». Такие люди очень часто падки на наркотики и алкоголь, поскольку те несут новые эмоциональные впечатления.

В разряд жизненных ценностей этого уровня попадут прежде всего: общение в любых формах и видах. Наи более чёткая ценность так же носит ярко выраженный социальный характер, это самоутверждение среди других людей и власть над ними. Именно этот лозунг «стать известным» или «войти в историю» часто и декларируется как понимание смысла жизни. Любовь будет пониматься как форма приятия другого человека самого по себе, вне каких-либо его качеств (ребёнка - только потому что он ребёнок, мужчину или женщину - только потому, что это конкретный человек). В сексе будет ценен прежде всего энергообмен, а так же размножение, продление рода. Творческая самореализация такого критика будет пониматься лишь как элемент социального самоутверждения. Различные практики, такие как йога или цигун, будут восприниматься лишь как обмен энергиями, энергоперестройка внутри себя. Для такого человека ценность будет представлять всё вообще, что можно использо вать ради обмена, вся что связано с понятием процесса.

3) Следующим типом восприятия творчества и ценностей является «информационный». На этом уровне наиболее важным для критика является вопрос: имеет ли данная картина какое-либо информационное наполнение. Информация может быть любой, это могут быть и сведения о жизни голландских крестьян средневековья, которые можно почерпнуть из соответствующих картин, и сведения о геометрии золотого сечения, которые можно найти в картинах Леонардо Да Винчи Чаще всего среди таких людей можно найти любителей разгадать тайную символику и подсмыслы художественных творений, таких как свитки китайских и японских художников, произведения символистов и кубистов Кандинского и Малевича, любые произведения религиозной живописи. Фильмы так же чаще всего оцениваются с точки зрения интеллектуального содержания. Очень хорошо воспринимаются документальные фильмы или документальные расследования. Хороший интеллектуальный детектив Агаты Кристи или Дэна Брауна приведёт человека этого уровня в состояние эйфории, поскольку в течение всего фильма (книги или пьесы) нужно было постоянно совершать интеллектуальную работу. То же самое с музыкой.

Процесс создания произведения творчества в данном случае будет восприниматься в основном с интеллектуальной точки зрения, то есть как процесс рождения новой идеи.

Вообще среди ценностей такого критика будут преобладать все, которые связаны с информацией: получение любого знания как самоцели, начиная с элементарного любопытства, обладание знанием не как таковым, но как познанием, расширением себя (хотя знания всег да имеют тенденцию к использованию на низших уровнях - ради материальной выгоды, практической, или для самоутверждания, обмена); познание из цели познания, искусство из цели созида ния многообразия как такового, понимание идей из цели приобще ния к ним, вне значимости на их распространение и декларацию. Чаще всего «понять весь мир» или «разгадать тайну бытия» декларируются как смысл жизни.

Любовь будет восприниматься как понимание сущности другого человека, принятие его видения мира. Экспансия себя осуществляется через развитие в других способ ности понимания и осознания, познания, создание группы единомышленников и «духовных детей».

4) Основные уровни отношения к творчеству мы уже обсудили выше. Всех их объединяет то, что на этих уровнях люди критикуют произведения творчества для того чтобы самим самоутвердиться в собственных глазах. И тем самым стабилизироваться на своём уровне мировосприятия. Но есть ещё один уровень отношения к ценностям, предусматривающий качественное отличие от предыдущих трёх. Это «духовно-смысловой» Для начала раскроем само понятие.

Духовные ценности и цели распадаются (можно разложить) на средства и идеалы. Идеалы совершенствования всегда упрощаются, они именно должны быть просты, поскольку совершенны (иметь ма ло параметров). Средства же духовной устремлённости развивают ся по пути усложнения, поскольку форма достигнутого на преды дущем этапе не будет уже совершенствованием на последующем.

В отличие от всех других уровней, где целеобразование может строиться по замкнутому принципу, а ценности самодостаточны (иметь формы ради форм, процесс ради процесса, сущность во имя сущности) - смысловой уровень является ненасыщаемым, стержнем развития в принципе.

На этом уровне восприятия на первый план выходит совершенствование человека, как воплощения смысла. Отношений между людьми воспринимаются, как реализации об щей осмысленности, но это не работа творческого или созидательного характера, а также познавательного - это воплощение результатов познания и созидания во всей цельности жизни, бытия, отношения между людьми играют роль во всей за конченности. Цельность этих отношений, не только в результа­тах, но и в формах и средствах их достижения. Так что критика внешних объектов имеет место и на данном уровне, но лишь как элемент более глобальной системы.

Самосовершенс твование является основной функцией изменения смыслов, от тачивание приближает их к идеалам. Творчество и критика на этом уровне воспринимается лишь в контексте работы по общему самосовершенствованию. Похоже, что критику от человека, находящегося на этом уровне вы сможете получить, только если являетесь его учеником и очень хорошо попросили либо если критика является инструментом общего развития вашего или его.

Примером такой критики может служить всё то, что можно прочитать об общении Дона Хуана и Карлоса Кастанеды. Для самого же человека смыслового уровня в критике которую он даёт, могут быть важны совершенно неважные для других детали, такие как порядок слов, интонация которыми слова произнесены, движения которые он совершает при этом или поза в которой находится. На этом уровне критика может быть дана и невербальным способом. Так критика учителя по Ушу по отношению к ученикам заключается в нанесении череды вскрывающих ударов. От такой критики часто действительно сложно увернуться.



Теперь объясним почему отношение к идеям и творчеству имеет именно 4 уровня. Дело в том что каждый из них соответствует определённому уровню на котором человек как существо ищет стабильности. 1-й материальный уровень соответствует уровню живота, центра который ответственен за переваривание материальных энергий, прежде всего пищи. В китайской метафизике этому центру соответствует 1-й, нижний дянь тянь, принимающий на себя функции устойчивости физического тела человека, а так же биологического размножения. Соответственно, с позиции метафизики люди, воспринимающие мир лишь на уровне форм опираются на живот как на основной центр, а сердце и ум играют второстепенную роль.

2-й дянь тянь связан прежде всего с сердечным центром и занимает всё пространство от диафрагмы до нижней челюсти. Люди, воспринимающие весь мир на уровне энергий-процессов живут в основном сердцем и его потребностями, а ум и живот лишь помогают в делах сердечных.

3-й дянь тянь включает в себя голову и ответственен за устойчивость в ментальных измерениях. Люди, воспринимающие всё с точки зрения сущностей живут большей частью в голове, а всё остальное тело является вспомогательным инструментом разрешения ментальных коллизий.

Что касается 4-го уровня, то он связан непосредственно с понятием сознания, функция которого заключается в интеграции деятельности 3-х выше обозначенных центров. В Индийской традиции за эту функцию отвечает 7-я чакра. В Китайской традиции местоположению 7-й чакры соответствует точка «Бай хуэй» на макушке.

Такое деление на 4 встречается и в других культурах. Так у Карлоса Кастанеды есть описание зависимости типа личности человека от количества отделений в «астральном коконе». Только у нагвалей есть все 4 отделения, у остальных – меньше. В индийском обществе такое деление на 4 дало базис для для разделения на 4 основные касты.

Можно найти и другие примеры такого деления на 4. Но факт остаётся фактом: Люди высказывая своё мнение по поводу внешнего объекта должны понимать что эта критика в большинстве случаев является лишь достаточно однобоким взглядом, обусловленным тем или иным типом восприятия.
ПЕРВОИСТОЧНИК ЗДЕСЬ

_________________
В миру Миненко Вика
статус дня: "Я ненавижу сплетни в виде версий, Червей сомненья, почестей иглу"

мой ЖЖ
продам свои материалы
Витаминка
Витаминка
администратор
администратор

Женщина Сообщения : 7167
Возраст : 50
Настроение Настроение : позитивное

Вернуться к началу Перейти вниз

КРИТИКА Empty Re: КРИТИКА

Сообщение автор kristina_pipina в Ср Сен 08, 2010 9:55 pm

Интересная статейка
kristina_pipina
kristina_pipina
член УОК
член УОК

Сообщения : 1105
Возраст : 36
Настроение Настроение : Отличное

Вернуться к началу Перейти вниз

КРИТИКА Empty Re: КРИТИКА

Сообщение автор Olya в Чт Сен 09, 2010 9:43 am

да, интересная. Но все-таки это частный взгляд отдельного живого человека, хотя я со многим и согласна. Думаю, что позиция критика в "рейтинге" еще зависит и от того, на какой творческой ступени он сам находится. Если, допустим, человек овладевает пока только формой, то и критиковать он может только"форму". Если его уже интересуют эмоции - тогда и эмоциональное наполнение и т.д. .. ну и плюс то, какой человек сам.

Вот только 4-й тип (самый благородный, я так понимаю Smile) остался нераскрыт. Как-то слишком таинственно описан. И кто он и как его найти малопонятно. Понятно почему он мало критикует - если уж есть "косяки" на всех ступенях то как критиковать? Это не критика получится, а "избиение младенцев",.. нужно действительно очень этого захотеть... Ясно одно - найти такого критика очень и очень сложно и это большая удача.

В свое время Кастанеда мне "не пошел",.. перечитать что-ли Smile И это: "...нанесение череды вскрывающих ударов" мне особенно понравилось. Чем не аргумент Smile

Но в целом интересная статья, согласна.

Olya
новичок
новичок

Женщина Сообщения : 35

Вернуться к началу Перейти вниз

КРИТИКА Empty Re: КРИТИКА

Сообщение автор ася цветик в Сб Июн 18, 2011 9:07 pm

А я думаю, что это деление людей на 4 уровня касательно не только критики, а вообще всего, что с людьми происходит. Теперь понятно почему галлеристы видят какой-то странный подтекст в моих простых безхитросных письмах к ним. Мы просто общаемся с разных ступенек. для них действительно важно какими словами я с ними разговариваю, а для меня была важней информация, которую я от них хотела получить....
А Кастанеду действительно полезно перечитывать,понимание приходит с годами.....
Интереснейшая статья, Вика, спасибо.
ася цветик
ася цветик
заинтересованный новичок
заинтересованный новичок

Женщина Сообщения : 86
Возраст : 39
Настроение Настроение : Cчастье неизбежно

Вернуться к началу Перейти вниз

КРИТИКА Empty Re: КРИТИКА

Сообщение автор Багрянцева в Вс Июн 19, 2011 7:23 am

интересная статья, спасибо
теперь понятно почему творения Кастанеды мне показались наркоманским бредом))
я просто нахожусь между первым -вторым уровнем)
могу наслаждаться великолепным Куинджи, Айвазовским, видеть как дышут картины Дега, Ренуара и совершенно не понимать что хотел Малевич сказать своим крестьянином, я вижу там только градиентные заливки ....и наверно даже неинтересно искать в нем смысл
просто другой тип восприятия, эмоциональный
Багрянцева
Багрянцева
местный житель
местный житель

Женщина Сообщения : 690
Возраст : 50
Настроение Настроение : чудесное

Вернуться к началу Перейти вниз

КРИТИКА Empty Re: КРИТИКА

Сообщение автор Баст в Пн Июн 20, 2011 5:47 pm

Спасибо, хорошо написано. Просто.
Баст
Баст
член УОК
член УОК

Женщина Сообщения : 428
Настроение Настроение : К морю, к морю...

Вернуться к началу Перейти вниз

КРИТИКА Empty Re: КРИТИКА

Сообщение автор Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения